пятница, 20 марта 2015 г.

"Юнкера" - завещание молодежи

Следующая книга «Книжного марафона» - 2. Произведение русской классической литературы. Признаться, выбор  был не из легких, так как большинство произведений русской классической литературы было прочитано в школе и институте, а перечитывать не хотелось. Случайно увиденный отрывок из сериала «Юнкера» предопределил мой выбор.
   
Автобиографический роман А. Куприна «Юнкера» (1927 - 1932 гг.) условно можно отнести к трилогии, объединенной военной тематикой - «Кадеты», «Поединок», «Юнкера». Произведение было написано за границей, куда писатель эмигрировал после революционных событий в России. Находясь вдали от Родины, от всего, что когда-то было близко ему, Куприн испытывал непреодолимое чувство ностальгии по старой России и русской армии, грустил о своем прошлом, о юности, когда он был воспитанником Московского кадетского корпуса, выпускником Александровского военного училища. «Я хотел бы, чтобы прошлое, которое ушло навсегда, наши училища, наши юнкера, наша жизнь, обычаи, традиции остались хотя бы на бумаге (и не исчезли не только из мира, но даже из памяти людей)» — писал Куприн. И ему это удалось. В романе запечатлена целая эпоха российской жизни конца XIX века, отразившаяся в описании распорядка, быта, традиций и системы обучения в Третьем военном Александровском училище — гордости всей Москвы.
      Главное внимание в романе сосредоточено на трех моментах жизни воспитанника юнкерского училища Алеши Александрова: зарождающейся юношеской любви, увлечении искусством и буднях закрытого военного учебного заведения.
     Алеша Александров - семнадцатилетний юноша, щедро одаренный от природы: крепок физически, ловко танцует, обладает литературным талантом, наделен повышенной наблюдательностью, остротой и свежестью восприятия, он неплохо пишет акварельные картинки и карикатуры карандашом на учителей и товарищей. В романе есть упоминание, что Александров, оставив военную службу, становится впоследствии известным художником-портретистом. Но все его творческие порывы  заканчиваются разочарованием - герою недостает выдержки, усидчивости, терпения в серьезных делах. Он наивен, романтичен, парит в облаках и его душу часто охватывает бурный восторг, чему способствует горячий и неукротимый темперамент.
      Алеша очень влюбчив, его «возлюбленных» трудно перечислить. Он мог быть влюбленным одновременно в двух-трех девушек и каждый раз думал, что это настоящее чувство, на всю жизнь. Проходило время, и появлялась новая любовь и снова «до гробовой доски». Но героя нельзя считать распущенным или «дон-жуаном», потому что любил он пылко, искренне и мучительно. Особенно запоминаются замечательные и яркие главы романа, посвященные любви Алексея к Зине Белышевой. К сожалению, история этой любви в романе остается недосказанной.
  Роман привлекает точностью и яркостью деталей, подробным и живописным воспроизведением эпизодов быта военного училища - жаргон, нравы и обычаи, оригинальная этика взаимоотношений между старшими и младшими воспитанниками. Убедительно воссоздано психологическое состояние главного героя в разных ситуациях и с разными людьми. Куприн детально изображает не только главного героя, но и его одноклассников, офицеров-преподавателей, второстепенных персонажей – каждый наделен неповторимым характером.    
    Несмотря на атмосферу праздничности, молодости и юношеского восприятия происходящих событий, произведение пронизано горьковатой и нежной грустью, безудержной ностальгией по ушедшим временам. Опубликовав полную версию романа в 1933 году, за пять лет до своей смерти, Куприн назвал его своим «завещанием молодежи». Произведение будет интересно любителям творчества А. Куприна и тем, кто интересуется историей армии.
P. S. Интересный материал "Александровские юнкера" можно прочитать в блоге Елены Хорватовой  http://eho-2013.livejournal.com/510241.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий