понедельник, 6 января 2014 г.

СВЯТОЧНЫЕ ИСТОРИИ

         Святкивремя от Рождества (7 января) до Крещения (19 января) - две недели основных зимних праздников на Руси. Особенно любимыми их делал повсеместный запрет работать (тем более работать после темноты), от этого запрета скорее всего и берет свое начало название праздников - "святые вечера".   С давних времен люди полагали, что в это время открыты небеса и на землю с того света приходят души умерших, с которыми можно установить контакт и получить нужную для себя информацию и помощь предков. Присутствие духов среди людей давало возможность заглянуть в будущее, поэтому именно в это время проводили святочные гадания.
Е.Маковский "Святочное гадание"
   Первую неделю Святок называли Святыми вечерами. Вторую половину – Страшными вечерами, потому что это время связано с особенно активным разгулом нечистой силы. Гадали в основном в Страшные вечера, во второй половине Святок.
Ю.Сергеев "Ночное гадание" 
  Святки праздновали все – и молодые и старые. Но в основном это был праздник молодых людей. Святочные игры, забавы, песни, хороводы,  хождение по домам, посиделки, гадания создавали атмосферу настоящего праздничного веселья и с их помощью старались обеспечить благополучие на весь год.
    Кроме игр, забав и хороводов был еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки, страшные истории и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства. Устные рассказы, былички, народные легенды о борьбе человека с нечистой силой, о различных таинственных происшествиях стали предтечей литературного жанра - святочный рассказ.
  Святочные истории всегда пользовались успехом у читателей, не случайно к ним обращались самые известные авторы. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных слоев общества. 
    В рассказе "Жемчужное ожерелье"(1885) Н. Лесков так определил жанровые черты святочного рассказа: "От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец - чтобы он оканчивался непременно весело." Но, нужно отметить, что финал рассказов мог быть и трагическим.
   В России первые святочные рассказы появились на страницах уникального в своем роде журнала XVIII века «И то и сио». Его издатель, М.Д.Чулков, помещал в журнале самые разнообразные материалы по этнографии: песни, пословицы, поговорки. Святочные истории в журнале не были механическим повторением устных быличек: Чулков пересказывал их с немалой долей иронии, вставляя собственные замечания и пояснения. А оформляться жанр стал в рамках романтической прозы 20-30 гг. XIX в. с её интересом к национальной старине и таинственному. Добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные рассказы публиковались  на страницах журналов и газет: "Нива", "Петербургская жизнь", "Родина", "Огонек", "Звезда".
Благодаря таланту русских писателей святочные рассказы превращались из маленьких произведений в явление большой литературы.

Познакомиться с наиболее яркими образцами святочных историй можно в сборнике "Святочные истории: Рассказы" от издательства "Азбука", где опубликованы рассказы и повести русских писателей XIX-XX вв. - А.А.Бестужева-Марлинского, В.И.Даля, Д.В.Григоровича, А.П.Чехова, И.А.Бунина, В.В.Набокова и др.
Наши предки умели радоваться. Может быть, стоит у них поучиться? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий